В Год семьи мы продолжаем рубрику «Семейные истории».
Сегодня особенностями национальной связи поколений делится Розалия Салчак- заместитель председателя Национально-культурной автономии тувинцев Казани.
НКА тувинцев Казани «Алантос» («Лотос») появилась относительно недавно, в 2021 году. Но, несмотря на то, что представителей этого северного народа в столице Татарстана совсем немного, община активно проявляет себя в многонациональной жизни республики. «Наши студенты, которые приезжают сюда, — улыбается Розалия САЛЧАК, активистка и жена председателя автономии, — очень хорошо говорят на родном тувинском языке.
Возможно, с одной стороны, это связано с тем, что Тува до 1944 года существовала как независимая республика. Но нас подстегивает и то, на каком уровне в Татарстане народы могут проявлять свою самоидентичность. Здесь все с таким размахом проходит, масштабнее, чем в Туве. У нас многие с родины сюда везут национальные костюмы, чтобы участвовать в мероприятиях!»
— Тува уникальный край, — утверждает Розалия Дадар-ооловна, — с необычной историей и потрясающей природой. Вы знаете, что Тувинская народная республика, когда она еще не была частью Советского Союза, стала первым иностранным государством, официально выступившим союзником СССР в борьбе против Гитлера? Тувинцы официально объявили войну Германии 25 июня 1941 года. Говорят, Гитлер искал Туву на карте и не смог найти, — улыбается Салчак. — Но отряд добровольцев, больше 200 человек, сразу же отправился на фронт. Фашисты их прозвали «Черная смерть», потому что они намазывали лицо черной краской и с криками, с бубнами шли в бой без страха смерти. Военное руководство вынуждено были принять решение о возвращении отряда на родину, пока все не погибли. Около 30 человек только вернулись… А в 1944 году Тува вошла в состав СССР как Тувинская автономная область.
Тува — это несколько природно-климатических зон, и если Розалия Дадар-ооловна родилась в Тоджинском кожууне – муниципальном районе на северо-востоке республики, на границе с Красноярским краем, Иркутской областью и Бурятией, в окружении Саянских гор, то ее муж, Алимдорж Санданович, председатель НКА тувинцев Казани, в Эрзинском кожууне, на границе с Монголией, там, где степь и песок.
— В моем районе много оленей и оленеводов, даже мой отец 15 оленей держал, — рассказывает Салчак, – а там, где муж родился и вырос, – верблюды! Это раньше была часть Монголии, а когда Тува отделялась, половина родственников оказалась в другом государстве. Ведь сначала граница не была такой строгой, все просто могли ходить туда-сюда. Бабушка мужа была монголка, он и сейчас свободно на монгольском разговаривает, и к родственникам его мы постоянно в Монголию ездим. У нас, кстати, есть такие районы, где в основном длинношерстные яки!
Чета Салчак переехали в Казань в 2017 году, но связь с Татарстаном появилась намного раньше.
— У нас трое сыновей, и у каждого необычное для тувинцев имя, — рассказывает Розалия.- Муж служил в Чечне, и в первую и во вторую кампанию, он ветеран боевых действий, имеет награды. И там у него был друг — Айрат, сослуживец, татарин. Мы тогда о переезде в Татарстан даже и не думали, но когда у нас первый сын родился, назвали его в честь боевого товарища мужа — Айратом. Сыну сейчас 21 год, учится в Рязани на 4-м курсе Высшего воздушно-десантного командного училища. Второму сыну хотели имя созвучное дать, решили назвать Айран. Правда, когда сюда приехали, он возмущался: «Назвали меня в честь кисломолочного напитка!» А потом решил ставить ударение на первую «а», и получилось, как «железо» по-английски. Айран с красным дипломом окончил колледж Университета правосудия здесь, в Казани, и сейчас учится по гранту в Турции. Ну а младшего, он еще школьник, назвали Айдаром. Так что незримая связь с Татарстаном у нас уже давно!
— А ваши дети говорят на тувинском? – спрашиваю я.
— Да, прекрасно! Мы связи с родиной не теряем. Ведь когда там живешь, привыкаешь ко всему родному, а когда переезжаешь, начинаешь ценить свою культуру. Музыку тувинскую тянет слушать, у нас ведь 5 стилей уникального горлового пения, инструменты — кубыз, бубен. Дома на столе у нас постоянно национальные блюда. Мы даже мясо привозим с родины. Оленину, мясо яков, да и баранина и говядина там совсем другой вкус имеют, они же на свободном выпасе. Праздник Шаага отмечаем, это тувинский Новый год по буддийскому лунному календарю. У нас религия буддизм и шаманизм, поклонение духам местности – тайге, реке, духам предков. Раньше мертвых в землю не закапывали, их закутывали в специальные ткани и оставляли на открытой местности, а коршуны клевали тело. Это позже, под воздействием буддизма, стали предавать тела огню. И до сих пор шаманизм и буддизм у нас являются основными верованиями. У меня, например, вот буддийский знак, — Салчак показывает на круглый медальон на шее, — но есть и серебряный коготь медведя от шамана, я его как оберег надеваю. Мы даже когда в Татарстан переехали, провели с мужем обряд духам этой земли, чтобы у нас все хорошо здесь сложилось. Развели в лесу костер, положили туда можжевеловых веток, взяли с собой белой пищи – сыр, молоко.
Особенности тувинской семьи от Розалии Салчак:
- Тувинцы хранят свой язык.
- Традиции Тувы основаны на буддизме и шаманизме.
- Сохранение уникальной культуры – горловое пение и Шаага.
Роман УСАЧЕВ
ФОТО Наталья ВЯТКИНА и из личных архивов семьи Салчак
Журнал «НАШ ДОМ — ТАТАРСТАН» №2 (085) — 2024